«Писать надо о том, от чего не спится по ночам…» (А. Вампилов)
«…Я знаю, я старым не буду» — так в юности написал Александр в своих записных книжках. Он действительно прожил незаслуженно мало, но так много понял о жизни и о всех нас… Его простые и светлые произведения, вместе с тем глубокие, пронзительные и парадоксальные пьесы-исповеди, так и остаются до конца не разгаданными.
«Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет?»
Б.Пастернак
Родился будущий знаменитый драматург в райцентре под Иркутском, “похожем на все райцентры России”, в 1937 году в семье педагогов.
В то непростое время их семью, как и многие другие семьи, не обошла стороной беда. На отца, бурята по национальности, написали донос, причислив его к «панмонголистам», ратующим за выход Бурятии из состава СССР. Такое обвинение считалось особо тяжким, и отца расстреляли в 1938 году.
Мать осталась одна с четырьмя маленькими детьми на руках. Для семьи Вампиловых наступили тяжелые времена, пришлось жить под косыми взглядами окружающих. Родственники отца им совсем не помогали, поскольку недолюбливали его русскую жену.
Лишь спустя 19 лет отцу вернули его честное имя.
Александр Вампилов (справа) с друзьями. 1955 год
По окончании школы Вампилов со второй попытки поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, он уже понимал, что литература – это его призвание. В 1961 году была издана отдельная книга с его короткими юмористическими рассказами. Правда, чтобы избежать критики, он использовал псевдоним — А. Санин. На молодого автора обратили внимание и пригласили работать в издательство.
Но вскоре Вампилов уходит из издательства, решив целиком посвятить себя писательскому труду.
Поначалу все складывается удачно, в одном из журналов публикуют его первую пьесу «Дом окнами в поле».
Воодушевленный этим успехом, Вампилов отправляется в Москву, везет туда еще одну свою пьесу — «Прощание в июне». Но все попытки предложить пьесу в столичных театрах оказались напрасными, столица отказалась его принять. Кроме всего прочего, автору указывали на то, что его пьесы не соответствуют духу времени, советскому образу жизни и генеральной линии партии.
Вампилов в своих пьесах приоткрыл забытый мир советской “глубинки”, но этот мир для столицы оказался и неинтересным, и ненужным. А ведь будничная провинциальная жизнь таит в себе множество душевных драм и сломанных судеб, и воспринимаются они там намного острее. Но хотя в пьесах Вампилова много пессимизма и тоски, в них всегда просматривается лучик надежды, который, к счастью, он сумел сохранить в своей душе.
Невозможность что-либо изменить для Вампилова становится невыносимой, он впадает в отчаяние, у него просто опускаются руки.
Но в 1972 году наконец-то забрезжила надежда — отношение в столице к его пьесам постепенно начало меняться. Появилось много новых планов, начались репетиции в театрах.
Однако до московских премьер он, к сожалению, не дожил, 17 августа 1972 года Александр Вампилов погиб на Байкале. Перевернулась моторная лодка, в которой он плыл со своим товарищем. Друг остался около лодки, держась за днище, а Александр поплыл за подмогой. И он уже почти доплыл до берега, но не выдержало сердце. Через два дня ему исполнилось бы 35 лет.
Спустя год после его смерти началось триумфальное шествие вампиловских пьес по театрам страны, кто только не брался за их постановку. С успехом прошли они и в самых знаменитых театрах — «Современник», МХАТ и БДТ.
«Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различными и противоположными любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…» (В. Распутин).
Старший сын
Когда Евгению Леонову попала в руки пьеса «Старший сын», он сразу понял, что роль Андрея Григорьевича Сарафанова написана про него, автор каким-то непостижимым образом смог заглянуть в его душу.
И тут случилось чудо – Леонову позвонил режиссер Виталий Мельников, как раз взявшийся за съемки «Старшего сына» и сказал, что видит в роли Сарафанова только его.
Видимо, судьба…
Во время съемок фильма Евгений Леонов писал своему сыну: «Так работали на съемочной площадке, так мудрили и веселились, даже захотелось, чтобы ты был здесь и сам это увидел. Ты пьесу-то «Старший сын» дочитал? Давно я не испытывал такого восторга от пьесы и от сценария. Какой писатель этот сибирский парнишка Вампилов! Могучий талант!»
Смешное и грустное всегда переплетаются в произведениях Вампилова.
Эту свою пьесу автор назвал комедией.
В ней действительно очень много смешного, и начинается она с довольно нелепой ситуации.
Двое студентов, провожавших девушек, опаздывают на последнюю электричку и в незнакомом месте пытаются найти ночлег под бредовым предлогом, что один из них – внебрачный сын отца семейства и приехал его навестить. И, как ни странно, им поверили…
Это глупое вранье приводит к таким драматическим событиям, которые невозможно было предположить. И перед участниками всех этих событий встает вопрос – что важнее — «ложь во спасение» или «горькая» правда…
Кадры из фильма «Старший сын». 1973 год
Утиная охота
Ценой неимоверных ухищрений режиссеру Мельникову удалось экранизировать даже самую запретную пьесу Вампилова «Утиная охота»,«образчик пессимизма», как комментировали ее чиновники.
Эта пьеса, написанная в 1967 году, действительно, самая горькая и безотрадная у Вампилова, глубоко выстраданная им. Она о том поколении, чей зрелый возраст пришелся на эпоху застоя, пропитанную ложью и лицемерием.
Вампилов лишь показывает нам своего героя Зилова, но не дает прямого ответа на вопрос: «А кто же на самом деле этот циник, за которым тянется множество грехов, но в котором, тем не менее, есть что-то неотразимо-привлекательное? Что мы видим — маску или истинное его лицо, и можно ли достучаться до его сердца?»
Вампилов, сам всегда чутко настроенный на добро, с горечью и сожалением смотрит на своего неприкаянного, рефлексирующего героя, но не осуждает его. Ведь у него самого бывали в жизни такие периоды.
«В душе пусто, как в графине алкоголика. Все израсходовано глупо, запоем, раскидано, растеряно. Я слышу, как в груди, будто в печной трубе, воет ветер. Ничего нет страшнее … Совсем пусто, совсем темно…» — писал он в своем дневнике.
Эта роль как будто специально была написана для Олега Даля и она стала одной из лучших его ролей. Ему словно удалось угадать все нюансы характера своего героя и, как будто, даже прочувствовать мельчайшие движения его души. Этой роли актер отдал очень много сил, но выхода фильма так и не дождался. Восемь лет картина пролежала на полке.
Кадры из фильма «Отпуск в сентябре» (1979 год). Режиссер Виталий Мельников
Прошлым летом в Чулимске
Пьеса написана в 1972 году.
Валентин Распутин так писал о ней:
“Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта. Вышла на сцену Валентина (“Прошлым летом в Чулимске”), и невольно отступило перед ней все низкое и грязное… Слабые, незащищенные и не умеющие защититься перед прозой жизни люди, но посмотрите, какая стойкая, какая полная внутренняя убежденность у них в главных и святых законах человеческого существования…”.
И в этом смысле интересен диалог Валентины и Шаманова:
ВАЛЕНТИНА. … Я чиню палисадник для того, чтобы он был целый.
ШАМАНОВ. Да? А мне кажется, что ты чинишь палисадник для того, чтобы его ломали.
ВАЛЕНТИНА. Я чиню его, чтобы он был целый.
ШАМАНОВ. Зачем, Валентина?.. Стоит кому-нибудь пройти, и…
ВАЛЕНТИНА. И пускай. Я починю его снова.
ШАМАНОВ. А потом?
ВАЛЕНТИНА. И потом. До тех пор, пока они не научатся ходить по тротуару.
Кадры из фильма «Прошлым летом в Чулимске». 2014 год
published on art-oboz.ru according to the materials kulturologia.ru
Свежие комментарии