Всюду жизнь. Н. Ярошенко, 1888 год.
В 1888 году на 16-й выставке передвижников была представлена картина Николая Александровича Ярошенко «Всюду жизнь». Поначалу полотно приводило всех в восторг. Критики хвалили художника, люди толпами валили, чтобы собственными глазами увидеть арестантов, взирающих на вольных голубей.
Автопортрет. Н. Ярошенко, 1895 год. | Фото: liveinternet.ru.
Николай Александрович Ярошенко относил себя к художникам-передвижникам. В его творчестве доминировали реалистичные сюжетные сценки, портреты, часто появлялись горные пейзажи, однако потомкам он запомнился картиной «Всюду жизнь», которая не раз вызывала неоднозначную реакцию критиков.
Поначалу все критики приняли работу Ярошенко очень доброжелательно. Хорошо прописаны действующие лица, выверена композиция. Затем в картине начали усматривать недостатки: уж слишком все идеально, все арестанты с невинными лицами.
Всюду жизнь. Н. Ярошенко, 1888 год. | Фото: opisanie-kartin.com.
Женщина с покрытой головой – наверное, вдова; мужчины с бородой и усами – скорее всего рабочий и крестьянин. А у вагона порхают голуби. Люди завидуют голубям, их свободе, только ребенок радуется, не понимая, что его ждет. Художник намеренно изобразил вагон и перрон невыразительными, чтобы сфокусировать внимание зрителя на лицах арестантов.
Всюду жизнь. Фрагмент. | Фото: i12.pixs.ru
Через 20 лет после смерти художника на картину снова посмотрели под другим углом. Теперь Ярошенко обвинили в увлечении толстовством. В кружке Льва Николаевича активно пропагандировалась идея «где любовь, там и бог». Поначалу сам художник даже хотел также назвать картину. Однако сторонники Николая Ярошенко упорно отметают эту идею, мол, не мог художник, который написал немало полотен на остросоциальные темы, мыслить так плоско.
Заключенный. Н. Ярошенко, 1878 год. | Фото: itd0.mycdn.me.
Довольно часто происходит так, что отношение критиков к написанным картинам меняется кардинально.
Так, одним из знаковых полотен Александра Дейнеки является «Оборона Севастополя». Одни критики хвалили картину за эмоциональный накал, другим не нравилась излишняя плакатность, но равнодушным не оставался никто.
published on art-oboz.ru according to the materials kulturologia.ru
Свежие комментарии