На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Арт-обозрение

1 220 подписчиков

Свежие комментарии

  • lakmus
    Есть такая поговорка: "скажи мне кто твой друг, и я скажу - кто ты", та что, решайте - кто такая Собчак.Ксения Собчак о с...

Жизнь России XIX века на живых картинах забытого художника Алексея Корзухина, которого обожают на западных аукционах


«Возвращение из города». Фрагмент. / «Крестьянские девочки в лесу». Фрагмент. Цена: 266,5 тысячи долларов. Christie’s. (2011). Автор: А.И.Корзухин.

Имя Алексея Ивановича Корзухина редко упоминается среди именитых художников России XIX века. Но от этого его творческое наследие не становится менее весомым в истории искусства.

Корзухин — великий художник, один из лучших русских живописцев бытового жанра, имя которого было забыто. В то время, как его картины — настоящие документальные свидетельства о жизни и быте русского народа в позапрошлом веке.


«Автопортрет». (1850). Автор: А.И.Корзухин.

Одаренного молодого парня заметил управляющий горного завода С.Ф.Глинка и посодействовал в поступлении в горное училище. Алексею необходимо было получить хоть какое образование и профессию, чтобы он смог далее учиться живописи. И только в 1857 году Корзухин поступает в Академию художеств, где сразу же был отмечен педагогами. И талантливый молодой художник вскоре получил Малую золотую медаль за картину «Пьяный отец семейства».


«Пьяный отец семейства». (1861). Автор: А.И.Корзухин.

Требования Академии к учащимся были высоки, и все достижения Корзухину давались нелегко, но кропотливым трудом и усердием он был близок к получению золотой медали и заграничной поездке для повышения мастерства. Увы, волею судьбы он оказался в числе тех студентов, возглавляемых Иваном Крамским, которые покинули Академию в знак протеста против навязанной темы выпускной работы. Этот бунт был назван -«бунт 14-и». Спустя несколько лет Алексей Корзухин все же вернулся в Академию и получил звание академика.


А.И.Корзухин. Фотография работы Генриха Иоганна Деньера.

Все свое мастерство и умение Алексей Иванович посвятил бытовому жанру, отражавшему сцены из повседневной жизни народа. Но в отличие от художников, писавших в этом жанре и обличавших несправедливый существующий порядок, Корзухин не склонен был к бунтарству и к возмущению — на его полотнах не видим обличительного пафоса передвижников.


«Петрушка идёт!». (1888). Автор: А.И.Корзухин.


«Девичник» (1889). Автор: А.И.Корзухин.


«Перед исповедью». (1877). Автор: А.И.Корзухин.


«Поминки на деревенском кладбище». Автор: А.И.Корзухин.

В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Корзухину был присвоен чин художника первой степени, а в 1868 за картину «Возвращение отца семейства с ярмарки» Академия присвоила ему звание академика.

«Возвращение отца семейства с сельской ярмарки». (1868)


«Возвращение отца семейства с сельской ярмарки». (1868). Автор: А.И.Корзухин.

А эта картина пропитана лиризмом и задорным настроением. Она красочно передает светлые стороны человеческой души, искреннюю симпатию художника к простому народу. Незатейливый сюжет картины повествует о том как отец семейства навеселе с друзьями под бренчанье балалайки, возвращаясь домой с ярмарки, ликует, пляшет и радуется удачным торгам.

«Воскресный день»


«Воскресный день». Автор: А.И.Корзухин.

Все мастерство живописца ярко просматривается на полотне «Воскресный день». Композиция этой особенной картины удивительна. Ее центром является закипающий самовар, вокруг которого и завязан весь сюжет. Вся семья в сборе и вот-вот начнет трапезничать. А пока они веселятся, пляшут и играют.

От такого живого и веселого сюжета веет семейным теплом, вкусным запахом обеда. У зрителя появляется желание самому попасть на эту веселую поляну, пойти в пляс, подыграть гармонисту и просто вдохнуть воздух этого удивительного весеннего дня.

«Возвращение из города». (1870)


«Возвращение из города». (1870). Автор: А.И.Корзухин.

Полотно воссоздает бедный крестьянский быт: темную комнатенку старой деревенской избы, с закопченными серыми стенами и щелястым полом, скудно обставленную. Сюжет развивается вокруг отца семейства, который приехал из городского базара, где купил товары для дома и гостинцы своим домочадцам.

Вот старшая дочь-подросток с интересом развернула синюю ленту; дочурке пяти-шести лет отец привез мелкие баранки, нанизанные на нитку. А она с радостью приготовила для подарков подол своего платья. На пыльном полу ползает маленький ребенок в одной рубахе. Слева старая мать наливает в самовар воду для чаепития со сладостями, которые обычно привозит отец с рынка. Это полотно полно оптимизма, оно свидетельствует, что даже среди тяжкой беспросветной жизни человек находит свои маленькие радости.

«Птичьи враги». (1887)


«Птичьи враги» (1887). Автор: А.И.Корзухин.

Трое крестьянских босоногих мальчишек ранним утречком отважно шагают на «охоту». Ловля птиц на продажу дает им неплохой доход, поэтому ребята подходят к этому занятию ответственно. Об этом говорят клетки для будущей добычи и длинный шест для ловли. Старший мальчик, по-видимому, увидел стаю пернатых и увлекает за собой, указывая другим, куда им следует двигаться.

«У краюшки хлеба». (1890)


«У краюшки хлеба». (1890). Автор: А.И.Корзухин.

Трагизмом и мрачной безысходностью веет от этого полотна. Крестьянские дети, стоящие у стола, делят краюшку хлеба. Мольбой наполнены глаза 3-х летнего мальчугана, который уже съел свой кусочек и голодным взглядом смотрит на пайку, оставшуюся на потом. А сестра бережно прижимает хлеб к себе и не знает как поступить. Дать хлеб брату сейчас — значит вечером остаться голодными: есть то больше нечего.

Больная мать, лежащая на лежанке видя растерянность в глазах дочери, просит не беспокоиться о ней и съесть ее краюху, которая осталась на столе. Но 5-летняя дочка уже достаточно взрослая, чтобы понимать, что этого делать нельзя, иначе мать никогда не поправится. Во всем облике маленькой девочки стоит немой вопрос: «Как поступить?» А у зрителя до боли сжимается сердце.

«Сбор недоимок». (1868)


«Сбор недоимок (1868)». Автор: А.И.Корзухин.

Трагизмом и безысходностью сквозит от этого полотна. В бедную крестьянскую семью пришли сборщики недоимок. Главный чиновник по сбору податей и слушать не хочет слезные мольбы женщины, стоящей на коленях и держащей младенца на руках. Она отчаянно просит пожалеть их, не уводить корову — единственную их кормилицу.

Рядом стоит босой, одетый в белые портки и потрепанный кафтан хозяин дома. Он чешет затылок в растерянности, не зная как же дальше жить. На втором плане стоящие соседи, якобы сочувствуют несчастным, но в душе тихо радуясь тому, что на этот раз беда обошла их двор.

«Разлука». (1872)


«Разлука (1872)». Автор: А.И.Корзухин.


«Девочка


«Бабушка с внучкой». (1879). Автор: А.И.Корзухин.


«В красном углу». Автор: А.И.Корзухин.


«Крестьянские девочки в лесу». (1877). Холст, масло. 94 x 68,6 Цена: 266,5 тысячи долларов . 2011

Долгое время живописец Алексей Корзухин считался второстепенным художником, но не смотря на это его полотна успешно экспонируются во многих галереях и музеях России и имеют большой спрос на аукционных мировых торгах.

Картины о непростой жизни и быте простого народа, о его лишениях, страданиях и маленьких радостях писал и современник А.Корзухина известный русский художник Владимир Маковский.

published on art-oboz.ru according to the materials kulturologia.ru

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх