Московский дворик. В. Д. Поленов, 1878 год. | Фото: cdn.gdz4you.com.
«Московский дворик» — наиболее известная картина Василия Поленова. На этом полотне изображена безмятежная, неспешная жизнь Москвы в дореволюционные времена. Любопытно, что художник писал картину на скорую руку и переживал, что в ней нет никакой идейной направленности, демонстрации угнетенных.
Портрет В. Д. Поленова. И. Е. Репин, 1877 год. | Фото: dic.academic.ru.
Самое забавное, что эту картину написал вовсе не москвич, более того, человек, который даже не жил до этого в Москве. Родиной Василия Поленова был Санкт-Петербург. Поначалу художник не видел себя живописцем, он поступил на физико-математический факультет, затем бросил и перевелся на юридический, но к 30-ти годам Поленов понял, в чем его истинное призвание.
Василий Дмитриевич жил несколько лет заграницей, а по возвращении один из авторитетных художественных критиков того времени В. Стасов говорил ему: «Москва Вам ровно ни на что не нужна, точь-в-точь, как и вся вообще Россия. У Вас склад души ничуть не русский, не только не исторический, но даже и не этнографический. Мне кажется, что Вам лучше всего жить постоянно в Париже или Германии».
Московский дворик. Фрагмент. | Фото: artwall.ru.
Поленов приехал в Москву, задумывая написать полотно на историческую тему. Своему дяде Чижову художник рассказывал в письме вот что: «Дорогой дядя, благодарю Вас за гостеприимство и т. д. Мое новое жилище очень неподалеку от Вас. Находится оно в Дурновском переулке между Новинским бульваром и Собачьей площадкой. Мой адрес: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен».
«[…] Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его. К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета».
Сопоставление вида московского дворика с картины Василия Поленова 1877 года и карты Хотева 1852 года. | Фото: wanderings.online.
Картина наглядно изображает дореволюционную Москву. Тогда город напоминал большую деревню с усадьбами, дворянскими «гнездами», где неспешно протекала жизнь.
На выставке художников-передвижников картина заметно выделялась. Сам Поленов переживал, что его полотно не призывает задуматься о социальных проблемах, как у остальных. Но в этом и была вся прелесть. Глядя на полотно, люди просто наслаждались идиллическим пейзажем, заряжаясь позитивом.
Московский дворик. В. Д. Поленов. Третьяковская галерея. | Фото: msk-guide.ru.
Самого Василия Поленова называли «рыцарем красоты». Помимо художественного таланта он имел дар архитектора, музыканта, сочиняющего музыку и играющего на клавишных инструментах, скрипке и аккордеоне. Вот только в любви не везло художнику. К своей единственной Поленов шел полжизни.
published on art-oboz.ru according to the materials kulturologia.ru
Свежие комментарии